Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов.

Название болезни происходит от греческого слова autos — сам; ребенок-аутист находится сам в себе, отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать. Отсюда и расстройства речи, моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие таких детей к социальной дезадаптации.

Еще 30 лет назад 1 – 2 случая аутизма приходились на 10 000 человек, сейчас детей с аутизмом рождается 1 на 90 – 100 человек. Это больше, чем детей с диабетом, онкологией и синдромом Дауна вместе взятых.

Аутизм встречается у людей всех национальностей, культур, религий и социального происхождения. Это заболевание обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, хотя первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Считается, что возникновение аутизма тесно связано с генами, влияющими на созревание синаптических связей в головном мозге. Другие предполагаемые причины спорны: так не получено каких-либо научных доказательств о связи между аутизмом и вакцинацией детей. При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно.

Аутизм проявляется, прежде всего, в задержке развития и нежелании идти на контакт с окружающими. Кроме того у лиц с аутизмом наблюдается множество форм повторяющегося или ограниченного поведения, которое по шкале Repetitive Behavior Scale-Revised подразделяется на следующие категории: стереотипия (бесцельные движения, например, взмахи руками, вращение головой, раскачивание туловища); компульсивное поведение (намеренное соблюдение неких правил, например расположение объектов определённым образом); потребность в однообразии, сопротивление переменам (например, сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство); ритуальное поведение (выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду); ограниченное поведение (узкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку); аутоагрессия (активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например укусы самого себя). Среди других симптомов аутизма можно выделить генерализованную недостаточную обучаемость, припадки, гиперактивность и дефицит концентрации внимания, тяжёлые и частые вспышки гнева, которые могут быть вызваны тем, что ребёнок не способен сообщить о своих нуждах, или вмешательством кого-то в его ритуалы и обычный распорядок.

С целью привлечения внимания к проблемам детей-аутистов резолюцией Генеральной ассамблеи ООН от 21 января 2008 года был учрежден Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, который ежегодно отмечается 2 апреля.

В день распространения информации об аутизме по всему миру зажигаются синие огни. Синим светом подсвечиваются здания, памятники, мосты и другие постройки в разных городах. Много семей по всему миру вечером погасят свет и зажгут синие фонари у себя дома. Они говорят: «Мы зажигаем синие фонари, чтобы пролить свет на аутизм и привлечь внимание к проблемам детей с этой болезнью».

Семья, в которой воспитывается ребёнок с аутизмом, часто попадает в социальную изоляцию и сталкивается с неприязнью, непониманием со стороны окружающих. Ведь аутичный ребёнок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного сорванца.

Долгое время эта загадочная болезнь считалась неизлечимой. Однако уже сейчас в мире есть немало примеров успешного преодоления диагноза. В большинстве случаев это заслуга ранней диагностики, биомедицинского лечения и упорных занятий с ребенком по системе психолого-педагогической коррекции по 30 – 40 часов в неделю. Благодаря этому сотни семей получили надежду на исцеление и полноценную жизнь. Аутичные расстройства поддаются коррекции при правильно организованной и своевременно начатой терапии. Самые значительные успехи наблюдаются при раннем (до 3-х лет) установлении диагноза и начале реабилитации ребёнка. Чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться.

Аутисты – талантливые и одаренные люди, среди них много потенциальных гениев, но реализованных – единицы.

Самое главное в общении с детьми-аутистами – любовь. Не нужно бояться проявлять к детям-аутистам свои чувства, но нужно быть готовым к тому, что ребенок не всегда ответит так, как хотелось бы.

Детей с аутизмом не нужно жалеть, им нужно помочь научиться жить в обществе и быть полезным ему. Они просто другие, но им тоже нужно дать шанс любить, мыслить, учиться, мечтать.

Берегите себя и будьте здоровы!

Заместитель декана медицинского факультета № 2
по специальности "Педиатрия"
Демьяненко Е.В.

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ 000085 выдано Министерством связи и массовых коммуникаций ЛНР 26.07.2017.

При использовании материалов активная ссылка на https://www.lgmu.ru обязательна.

2024 © Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки»
Министерства здравоохранения Российской Федерации